Практика применения и хранения жидкости AdBlue®

Данный информационный листок включает в себя основные данные из паспорта безопасности вещества и ключевые сведения в отношении экологических аспектов применения раствора мочевины для автомобиля AdBlue а также общую информацию по практике работы и использования жидкости AdBlue.

Опасность для здоровья
image

Продукт классифицирован как безопасный согласно Директиве ЕС 67/548/ EEC. Сведений об особой опасности для здоровья людей и экологической опасности не имеется.Попадание вещества в организм в незначительных количествах не представляет опасности. Если продукт попал в органы пищеварения, необходимо прополоскать ротовую полость и запить большим количеством воды. Если чувство недомогания и дискомфорт не проходят, обратитесь к врачу. Уровень pH раствора мочевины AdBlue равен 9.0, что может вызвать ожог кожных покровов при длительном контакте или погружении частей тела в резервуар с веществом. По возможности, следует пользоваться латексными перчатками.

Несмотря на то, что продукт не классифицирован как раздражающее химическое вещество, непосредственное попадание в глаза может вызвать непродолжительный дискомфорт, характеризующийся слезотечением или конъюнктивальным покраснением. В случае непосредственного попадания раствора в глаза, их следует незамедлительно промыть большим количеством воды и обратиться к врачу. Следует тщательно ликвидировать разливы в целях предупреждения травматизма и телесных повреждений, так как при утечке продукта поверхность разлива становится скользкой. Тщательно вымойте руки по окончании работ, а также при перерывах между работой.

Использование материалов, совместимых с AdBlue (раствор мочевины для автомобиля)

Все материалы, используемые при изготовлении резервуаров и контейнеров, включая шланги, регулирующую арматуру и приспособления для хранения, транспортировки и манипуляций, должны быть совместимы с раствором мочевины AdBlue. Материалы для пробоотборников, резервуаров для хранения проб и канистры должны быть совместимы с раствором мочевины.

Материалы, которые могут использоваться при непосредственном контакте с Adblue
image

Высоколегированные аустенитные хромоникелевые стали и хромоникельмолибденовые стали, согласно DIN EN 10088-1 до –3, разработанному согласно промышленному стандарту.

  • Полиэтилен для тяжелых условий работы ( HD )
  • Полипропилен для тяжелых условий работы ( HD )
  • Полифлюоротилен
  • Поливинилайдендифлюорид ( Polyvinylidenedifluoride )
  • Поли (перфторалкокси)
  • Полиизобутилен
  • Титан
  • Вайтон

Любые другие материалы, не состоящие в перечне, должны быть испытаны на коррозионную стойкость и возможное воздействие на характеристики продукта, приведенные ранее. Различного рода пластмассы могут содержать множество добавок, способных проникнуть в жидкость AdBlue. В связи с этим, необходимо тщательно исследовать возможность загрязнения AdBlue добавками, содержащимися в пластиковых материалах, находящихся в непосредственном контакте с продуктом.

Физические условия при хранении и транспортировке

Для предотвращения ухудшения качества AdBlue при хранении и транспортировке, следует обеспечить следующие физические условия:

  • — Рекомендуемая температура хранения не выше +30°C для обеспечения максимального срока хранения.
  • — Во избежание кристаллизации рекомендуется хранить продукт при температуре выше -11°C, так как кристаллизация начинается при -11.5°C. В случае если жидкость замерзнет ее необходимо поместить в теплое помещение. После того как жидкость растает ее можно использовать снова.
  • — Не допускать попадания прямых солнечных лучей (для предотвращения роста бактерий)
  • — Соблюдать герметизацию, для предохранения от загрязнения.
  • — Длительное хранение при температуре выше +30°C приведет к возникновению реакции гидролиза, с образованием аммиака и увеличением давления, и к сокращению срока хранения.
Степень чистоты материалов, контактирующих с раствором мочевины для автомобилей AdBlue

Все материалы, контактирующие с жидкостью AdBlue, не должны содержать посторонних примесей, таких как масла, топливо, горюче-смазочных материалов, оастворителей, пыли, и каких бы то ни было химических или природных веществ.

До первичного контакта с AdBlue, материалы должны быть очищены и промыты деминерализованной водой (не используйте водопроводную воду!) – до тех пор, пока пробы воды, которая используется для очистки, не будет свидетельствовать о том, что система очищена. В связи с опасностью загрязнения, использование детергентов для очистки недопустимо.

Применение неспециализированного оборудования не рекомендуется. Емкости, заполненные AdBlue, должны быть опечатаны.

Экологические аспекты в отношении загрязнения водных и земельных ресурсов

Раствор мочевины AdBlue классифицирован как вещество, представляющее минимальный риск загрязнения водных и земельных ресурсов. За дополнительной информацией обращайтесь к производителю.

Экологические аспекты в отношении загрязнения атмосферы

Реагент AdBlue (раствор мочевины для автомобиля) является водным раствором мочевины. В случае соблюдения инструкций по обслуживанию продукта, приведенных в данном документе, негативного воздействия на атмосферу не наблюдается.

В случае возникновения пожара, контейнеры с раствором AdBlue необходимо охлаждать напором воды для предотвращения нагнетания давления и взрыва контейнеров. При повышенных температурах, AdBlue начинает быстро разлагаться с образование аммиака и углекислого газа.

Очистка и утилизация отходов

В случае разлива или утечки, продукт путем подкачки или при помощи абсорбирующих материалов должен быть собран в подходящую для этой цели емкость и помещен в контейнер для утилизации отходов. Содержимое таких контейнеров должно быть отмечено специальной маркировкой, во избежание смешения с рабочей жидкостью AdBlue. Слив отходов в поверхностные воды и канализационные стоки недопустим.

Для получения информации об утилизации отходов, обратитесь в местные органы власти. Остатки разливов AdBlue можно смыть большим количеством воды в канализационный сток. Рекомендуемая классификация отходов согласно EWC (Европейский каталог отходов): 06 10 99 (Осадки удобрений – Отходы, безопасное вещество).

Отходы после процедур очистки удаляются аналогично разливам и утечкам.

Практические рекомендации

Используйте в системе SCR оригинальную жидкость AdBlue, соответствующую стандартам DIN 70070 и ISO 22241-1. Как это проверить? Требуйте у продавца жидкости сертификат соответствия стандартам DIN и ISO. Кстати, по правилам каждая произведенная партия должна иметь свой сертификат. Также вы можете потребовать у поставщика предоставить документы, подтверждающие наличие лицензии. При работе с AdBlue соблюдайте установленные правила. Практика показывает, что именно различные загрязнения самой жидкости являются самой распространенной причиной выхода из строя систем SCR. Она очень чувствительна к материалам, с которыми контактирует. Это, в первую очередь, металлы: цинк, алюминий, медь, чугун и латунь. При контакте с этими металлами образуются соли, которые при попадании в катализатор могут вывести его из строя. Эти металлы используются при производстве некоторых материалов, которые используются в различном оборудовании. Именно поэтому рекомендуется использовать только оборудование, одобренное для работы с AdBlue.

Часто задаваемые вопросы

Каким стандартам качества должен соответствовать AdBlue?

Спецификация AdBlue® регламентируется стандартами качества DIN 70700 и ISO 22241-1

Что означает Euro IV и Euro V?

Euro IV и Euro V являются стандартами, установленными Европейским Союзом для контроля выхлопных газов дизельных транспортных средств. Регулируется количество NOх (оксидов азота), углеводородов и окиси углерода. Euro IV внедрялся с октября 2005 года по октябрь 2006, а Euro V будет введен с октября 2008 по октябрь 2009 года. Выброс NOx ограничивается до 3,5 г/кВтч в Euro IV и до 2,0 г/кВтч в Euro V.

Что такое SCR технология?

SCR — избирательное каталитическое восстановление, что означает, что только NOх и никакие другие окислители (это и есть избирательность) химически восстанавливаются до азота и воды на специальном катализаторе. Большинство Европейских производителей дизельных транспортных средств решили использовать именно эту технологию для достижения новых экологических стандартов. Основными компонентами SCR системы являются SCR катализатор, узел впрыска, бак для AdBlue и дозатор. Опасные молекулы NOx проходят через систему и превращаются в безвредные азот и воду. Это происходит в результате химической реакции внутри катализатора. Аммиак получается из AdBlue в катализаторе под действием температуры и воды.

Можно ли не заливать в систему SCR ничего?

Выброс без использования AdBlue соответствует Евро-0. Его пока никто не проверяет или проверяет, сами знаете как… Да, действительно, кого интересует реальный выброс автомобиля. Но возникающие при этом технические проблемы, скорее всего, заинтересуют всех перевозчиков. Если не заливать в систему ничего, то это приводит к нарушению температурного режима работы и выходу ее из строя. Именно поэтому с недавнего времени грузовики оснащаются датчиком наличия жидкости, и при ее отсутствии система ограничивает мощность двигателя. Так что заливать жидкость надо.

В систему можно залить воду?

Использовать в системе простую воду нельзя. Дело в том, что «чистая» в нашем понимании вода не бывает абсолютно чистой химически, она содержит массу примесей, в том числе и соли металлов, которые забивают поры катализатора, что со временем выводит систему SCR из строя. При отрицательных температурах вода в системе замерзает и может привести к повреждению компонентов системы, забегая вперед, отметим, что реагент при замерзании не расширяется, так как вода. На автомобилях, выпущенных в Европе после октября 2007 года, уже установлены датчики качества жидкости или содержания окиси азота в выхлопе, и использование воды, видимо, скоро канет в Лету.

Жидкость AdBlue – банальный раствор мочевины, которую можно делать чуть ли не в любом колхозе

Это не так. Действительно, карбамид или мочевина – это распространенное удобрение, используемое в сельском хозяйстве. Но Adblue – это специально созданный продукт для использования в катализаторах SCR. Он производится из мочевины высокой степени отчистки и деминерализованной воды. Большинство предприятий, производящих удобрения, не пригодны для производства AdBlue, технология производства Adblue и мочевины для удобрений отличается. Необходимо изменить процесс производства и довести его до требуемого уровня. Это инвестиции и немалые. Само предприятие должно соответствовать международному стандарту качества производства ISO 9001. Для определения качества AdBlue создан специальный стандарт DIN 70070 и ISO 22241-1. Качество жидкости влияет на долговечность катализатора. Так что кустарные эксперименты неизбежно приведут к выходу из строя системы SCR или самого двигателя.

Сколько примерно AdBlue потребляет грузовик?

Как правило, потребление должно составлять 4% от потребления дизельного топлива для Евро-4 и примерно 6% для Евро-5, что составляет 1,5–2 литра на 100 км. Таким образом, грузовик в среднем потребляет 1500–2500 литров AdBlue в год в зависимости от пробега и типа автомобиля. С полным баком объемом 120 литров он проедет до 10 000 км.

Что надо помнить при перевозке и хранении AdBlue?

Что бы избежать потери качества AdBlue надо иметь ввиду следующие моменты:

  • Рекомендуется хранение при температуре ниже +30°С;
  • Жидкость замерзает при температуре ниже – 11°С;
  • Беречь от прямого солнечного света;
  • Длительное хранение при температуре выше 30°С приводит к сокращению срока годности AdBlue;
  • Во избежание загрязнения, емкости для хранения должны быть оригинального исполнения и плотно закрытыми.
Как долго может храниться AdBlue?

Срок годности минимум 1 год.

Замерзает ли жидкость при температуре –11,5 градусов С?

Системы SCR оснащена подогревом, и пока двигатель работает, мочевина не замерзнет. Еще на этапе принятия принципиального решения об использовании систем SCR в 2003–2004 годах проводились арктические испытания на севере Финляндии и Швеции в условиях 35-градусного мороза. Результаты показали, что бак с AdBlue полностью замерзает только через 2 дня. При этом после запуска двигателя он оттаивает полностью через 2 часа, но жидкость в количестве, необходимом для работы системы, доступна уже через 15 минут. Кстати, при замерзании AdBlue своих свойств не теряет, и оттаивающая жидкость с первой капли имеет те же свойства, что и нормальный раствор.

Может ли возгораться AdBlue?

Нет

Вызывает ли AdBlue коррозию?

Да, поэтому следует избегать попадания жидкости на детали автомобиля. Если это произошло, жидкость необходимо смыть водой и счистить остатки с поверхности кузова. Если AdBlue высохнет и кристаллизируется на поверхности, это вызовет коррозию.

Какие меры надо предпринять в случае попадания AdBlue на кузов автомобиля?

AdBlue® необходимо смыть водой и счистить остатки с поверхности кузова. В случае если AdBlue® высохнет и кристаллизируется на поверхности кузова, это может вызвать коррозию.

Подлежат ли таможенному оформлению присадка «AdBlue», находящаяся в баке транспортного средства, и присадка «AdBlue», перевозимая в канистрах?

В соответствии с пп. 1.43 п. 1 ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) присадка «AdBlue», находящаяся в топливном баке транспортного средства, относится к предметам материально-технического снабжения и снаряжения, предназначенным для эксплуатации транспортного средства в пути следования и не подлежит таможенному оформлению.

А вот присадка «AdBlue», перевозимая дополнительно в канистрах, никак не может быть отнесена к предметам материально-технического снабжения и снаряжения, предназначенным для эксплуатации в пути, поскольку транспортные средства международной перевозки стандарта ЕВРО-4 и ЕВРО-5 оборудованы достаточными по объему емкостями для данного реагента (79-90 л). Расход же его чрезвычайно низок (всего 7-10% от расхода топлива).Таким образом, присадка «AdBlue», если она перевозится в канистрах, подлежит таможенному оформлению в пунктах ввоза в соответствии с общей процедурой таможенного оформления.